Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Aндрей, 56 - 11 апреля 2008 12:57

Отредактировано:11.04.08 12:57
В Остермановской летописи середины XVI века есть замечательная миниатюра, помещенная под 1408 годом. В этот год во Владимире работали два знаменитых московских мастера "Даниил иконник да Андрей Рублев". Они были приглашены для обновления росписи Успенского собора и создания нового иконостаса. На миниатюре изображен этот величественный храм, высоко стоящий за крепостными стенами над рекой Клязьмой. В центре миниатюры – чудотворная икона Владимирской Богоматери. Великий князь, а с ним и весь народ наблюдают, как Даниил и Андрей с кистями в руках одновременно работают над иконой.

Миниатюра рассказывает о том, что во время пребывания во Владимире московские иконники подновляли чудотворный образ. И, действительно, реставрационное раскрытие иконы в 1918–1919 годах подтвердило это. Среди разновременных участков живописи "рублевское письмо" четко выделяется своими особенностями. Знаменитая "плавь" читается на обнаженной шее и волосах Младенца, на Его левой ступне, а также на правой руке Богоматери, держащей Сына. Следы живописи того времени также видны на одежде Христа - вероятно, эту частью иконы подновлял Даниил Черный.

Однако, и до 1408 года иконописцы уже были хорошо знакомы с прославленной иконой. В 1395 году, когда на Русь надвигались полчища Тамерлана, она была перевезена в Москву и находилась здесь несколько лет. Вероятно и раньше, только учась иконописному делу, преподобный Андрей совершал паломничество во Владимир, чтобы увидеть великое произведение «греческого письма». Впечатление от образа Богоматери Владимирской легло в основу его понимания живописи. Но только ли лицезрением божественного образа ограничился преподобный Андрей? Не попытался ли он сам повторить его?

С начала XV века сохранилось два списка Владимирской иконы. Оба практически совпадают с ней по размеру, вероятнее всего, и писались они одновременно, но разными иконописцами. Каждый из этих списков обладает своей индивидуальностью. Но вместе с тем они как-то удивительно согласуются между собой, и это наводит на мысль, что перед нами живопись двух мастеров, неоднократно работавших вместе, которые, сохраняя индивидуальность, оставались созвучными друг другу в рамках единого стиля. Исследователи предполагают, что авторами списков были Даниил Черный и Андрей Рублев. Только когда они выполняли эту работу: во время пребывания Владимирской святыни в Москве, или в 1408 году, когда она уже снова находилась во Владимире? Неизвестно.

В 1480 году святая икона уже насовсем была взята в Москву. На ее место во Владимир поместили рублевский список, а даниловский хранился вместе с древней иконой в Москве, в Успенском соборе, как «запасной».

Произведение Андрея Рублева отличается от первообраза. Исполненный глубины и скорби, взор Богоматери на его иконе опущен к Младенцу. Дева Мария пребывает в созерцательном молитвенном состоянии. Внешний покой Ее подчеркнут тем, что руки Богородицы находятся почти на одной линии, в то время, как на древней иконе правая рука Марии находится значительно ниже левой. Икона Рублева - не копия, а личное переосмысление образа Богоматери Владимирской.

[B][COLOR=brown]Владимирская икона[/COLOR][/B]
1395 или 1408 год
Владимир. Успенский собор
Добавить комментарий Комментарии: 0
© Знакомства в Москве и Московской области, 2012
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.