Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Aндрей, 56 - 26 сентября 2007 19:09

Отредактировано:05.10.07 11:47
Вероятно, не было эпохи, когда бы люди были так сильно убеждены в скором наступлении конца света, как в 15 веке. Мир по их представлениям находился в преддверии страшных катастроф, описанных в Апокалипсисе. Подтверждением тому служили многочисленные эпидемии, наводнения, голод, политические катаклизмы, в которых видели знамения Царя Царей и Антихриста.

Эсхатологическими предчувствиями пропитано искусство того времени. В 1496-97 годах Альбрехт Дюрер сделал серию гравюр, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова. Отпечатки с этих гравюр имели невероятную популярность. И все же, пожалуй, ярче и полнее других живописцев воплотил дух своего времени Иероним Босх в триптихе «Страшный Суд».

На левой створке складня изображены сцены из второй и третьей глав Книги Бытия. На переднем плане показано сотворение Евы. Поодаль сцена искушения Прародителей. На среднем плане – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. В небе происходит низвержение восставших на Бога ангелов, которые в полете с небес превращаются в демонов.

Обычно эпизод грехопадения не включали в сцену Страшного Суда – это изобретение Босха. В других частях триптиха он еще дальше ушел от традиции.

На центральной доске складня изображен сам Суд. Живописцы, как правило, большую часть пространства картины отводили светлым небесным силам, ликующим праведникам, а осужденные на вечные муки занимали более скромное место. У Босха небесам отведена только самая верхняя часть доски. Спасенных праведников можно перечесть по пальцам. Подавляющая же часть рода человеческого вовлечена во вселенский катаклизм, бушующий в темной воронкообразной бездне.

Земля гибнет не от «второго потопа», как изображали многие из художников того времени, например, Дюрер и Леонардо, а от огня – в полном соответствии с предсказанием, содержащимся в мрачном гимне XIII века «Dies Irae» («День гнева»): «Когда настанет день гнева, мир превратится в блистающий пепел».

Широкая долина, занимающая почти все пространство центральной части триптиха – это долина Иосафата, где, как сказано в Ветхом Завете, должен проходить Страшный Суд. На заднем плане - объятые пламенем стены земного Иерусалима. У Босха земля стала неотличима от Ада, изображенного на правой сворке триптиха, откуда надвигаются полчища бесов и сразу же принимаются мучить грешников. По видам мучительства можно определить за какой грех страдают жертвы.

Так, алчных варят в гигантском котле, установленном у одной из построек в центре. Рядом два демона вливают в рот тучному чревоугоднику содержимое бочки, - это угощение отвратительно, Босх показал, чем наполняется бочка. Блудница на крыше подвергается домогательствам исполинского ящера, обвившего щупальцами ее талию, покуда два демона поют ей серенады. На скалистых уступах справа бесы-кузнецы расплющивают на наковальне свои жертвы, а еще одного несчастного подковывают, как лошадь - это воздаяние за гневливость.

Многие из адских пыток Босх мог почерпнуть из распространенной в Средневековье литературы – рассказов людей, побывавших в Аду и вернувшихся, чтобы поведать о своих впечатлениях. Самое знаменитое из таких произведений, разумеется, «Ад» Данте, оказавший огромное влияние на живопись того времени.

Однако в изображении демонов у Босха нет ни предшественников, ни конкурентов (позднее Дюрер, описывая босховские творения, скажет, что ничего подобного он не только не видывал, но и вообразить себе не мог). Помимо традиционных жаб, змей, драконов здесь представлены виртуозные гибриды людей, животных, птиц, рыб и даже неодушевленных предметов. В отличие от нежно белых, беззащитных тел грешников, они жестки, грубы, часто наделены острыми шипами, клювами. В клубке этих отвратительных монстров вряд ли можно отыскать хоть двух похожих, вряд ли они вообще подлежат какой-либо классификации. В них выразилось представление об Аде, как о месте (или даже состоянии), где перестают действовать установленные Творцом законы природы. Здесь нет Бога, поэтому здесь все разъято и будто наспех скроено из случайных деталей. Здесь царит хаос – состояние не менее мучительное, чем сами пытки.

И все же нам трудно почувствовать босховский Ад в той мере, в какой чувствовали его современники художника. По книгам и проповедям они были знакомы с теми мучениями, которые ждут грешников в Аду. Они едва ли не ощущали на себе те резкие переходы от испепеляющего жара к ледяному холоду. Они сами почти задыхались от серной вони и смрада, окутывающего Преисподнюю и слышали вой, свист, хохот демонов, вопли истязуемых.

[B]Иероним БОСХ [/B] "Страшный Суд". Триптих
Академия изобразительных искусств, Вена.

слева "Рай", в центре "Ад", справа "Страшный Суд"
Добавить комментарий Комментарии: 0
© Знакомства в Москве и Московской области, 2012
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.